| Главная » Статьи » Легенды Крыма » Старокрымские легенды | 
Когда пройдёт дождь, старокрымские татары идут к развалинам
 
 Мюск-джами, чтобы вдохнуть аромат мускуса и потолковать
 
 о прошлом. Вспомнить Юсуфа, который построил мечеть.
 
 
 
 Когда жил Юсуф? Кто знает когда. Может быть, ещё когда
 
 Эски-Крым назывался Солгатом.
 
 
 
 Тогда по городу всюду били фонтаны, по улицам двигались
 
 длинные караваны, и сто гостиниц открывали ворота проезжим.
 
 Тогда богатые важно ходили по базару, а бедные низко им
 
 кланялись и с благодарностью ловили брошенную монету.
 
 
 
 — Алла-разы-олсун, ага.
 
 
 
 Но был один, который не наклонялся поднять брошенного
 
 и гордо держал голову, хотя и был носильщиком тяжестей.
 
 
 
 Мозоли на руках не грязнят души.
 
 
 
 Да будет благословенно имя Аллаха!
 
 
 
 Носильщик Юсуф не боялся говорить правду богатым и бедным,
 
 все равно.
 
 
 
 Ибо время — решето, через него пройдет и бедность и богатство.
 
 
 
 — Богатые, — говорил Юсуф, — у вас дворцы и золото,
 
 товары и стада, но совесть украл кто-то.
 
 Нет сердца для бедных; разрушается мечеть,
 
 скоро рухнет свод. Отдайте часть.
 
 
 
 — Пэк-эй, так, так, — думали про себя бедняки,
 
 но богатые сердились.
 
 
 
 — Ты кто, чтобы учить? Посмотрели бы, если бы был богат.
 
 
 
 Покатилась слеза из глаз Юсуфа, и взглянул он на небо.
 
 Плыл по небу Божий ангел.
 
 
 
 И сказал Юсуф ангелу:
 
 
 
 — Хочу иметь много золота, чтобы построить новую мечеть;
 
 и чтобы помочь тому, кто в нужде, хочу быть богаче всех.
 
 
 
 Унёс ангел мысль сердца Юсуфа выше звёзд,
 
 выше света унёс. А люди, злые люди хотели бросить его
 
 в пропасть в Аргамышском лесу. Много костей человеческих
 
 там на дне, если только есть дно.
 
 
 
 И поспешил уйти от них Юсуф на площадь.
 
 На площади остановился караван, потому что умер внезапно
 
 погонщик верблюда, и нужно было заменить его.
 
 
 
 — Может быть, ты сможешь погонять верблюда, — спросил
 
 хозяин каравана.
 
 
 
 — Может быть, смогу, — ответил Юсуф и нанялся погонщиком.
 
 
 
 И ушёл с караваном за Индол, на Инд.
 
 
 
 Кто не слыхал об этой стране!
 
 
 
 В камнях там родится лучистый алмаз;
 
 на дне моря живёт драгоценный жемчуг;
 
 из снежных гор везут ткань легче паутины,
 
 и корни трав пьют из земли аромат и отраву.
 
 
 
 Много лет провёл Юсуф в этой стране;
 
 спускался с гор в долины и поднимался опять в горы.
 
 
 
 Благословил ангел пути его, росло богатство хозяина,
 
 но Юсуф оставался бедняком.
 
 
 
 Когда к руке не липнет грязь, не прилипает и золото.
 
 Удивлялся хозяин: — Где найти такого?
 
 
 
 Один раз привёз Юсуф хозяину мешок алмазов,
 
 каких никогда не видал хозяин. И не взял себе ни одного.
 
 
 
 Подумал тогда хозяин о своём сыне,
 
 от которого знал только обман, и сказал близким:
 
 
 
 — Вы слышите, если умру, Юсуфу, а не сыну — моё богатство.
 
 
 
 И вскоре умер.
 
 
 
 Так бывает. Сегодня жив, а завтра умер;
 
 вчера не было, сегодня пришло.
 
 
 
 И стал Юсуф богаче всех купцов своего города.
 
 
 
 Была пятница, когда его караван приблизился к Солгату.
 
 Тысяча верблюдов шло один за другим.
 
 
 
 И никто не подумал, что это караван Юсуфа.
 
 
 
 Не узнали его, когда подошёл к мечети.
 
 
 
 Не догадались, когда сказал:
 
 
 
 — Вот упал свод.
 
 
 
 Молчали.
 
 
 
 — Иногда молчишь, когда думаешь, когда стыдно
 
 станет — тоже молчишь.
 
 
 
 Так подумал Юсуф и сказал:
 
 
 
 — Не отдадим ли части богатства?
 
 
 
 Закричали солгатские беки:
 
 
 
 — Если имеешь, отдай!
 
 
 
 Усмехнулся Юсуф.
 
 
 
 — Юсуф обещал сделать так.
 
 
 
 Тогда подумали — не он ли Юсуф.
 
 
 
 — Бывают чудеса.
 
 
 
 А на другой день сотни рабочих пришли на площадь,
 
 где была мечеть, чтобы сломать старые стены.
 
 
 
 — Прислал Юсуф-ага.
 
 
 
 И по слову Юсуфа стали подвозить со всех сторон
 
 молочный камень, слоновую кость, золотую черепицу.
 
 
 
 — Такой мечети не было в Крыму, — говорили в народе
 
 и называли Юсуфа отцом праведных, узнав, что по заказу
 
 его пришёл в Кафу корабль с мускусом, и приказал он
 
 бросать ароматный порошок в кладку стен новой мечети.
 
 
 
 — Чтобы, когда пройдет дождь, с паром от земли
 
 поднималось к небу и благовоние от подножья Мюск-джами.
 
 
 
 Прошло две зимы, и к празднику жертв была готова мечеть.
 
 
 
 К небу шли белые башни минаретов, сверкали золотом
 
 скаты крыш, порфировые пояса бежали по сводам.
 
 
 
 — Абдул-гази Юсуф, Юсуф отец праведных,
 
 иди принести первую жертву!
 
 
 
 Заклал Юсуф жертвенного барана и отдал беднейшему
 
 носильщику.
 
 
 
 — Таким был Юсуф, когда просил ангела о богатстве,
 
 чтобы построить мечеть.
 
 
 
 И взглянул Юсуф на небо. Плыло светлое облако и,
 
 остановившись над мечетью, осыпало землю бриллиантовым дождём.
 
 
 
 Тогда благовоние мускуса поднялось от подножья мечети.
 
 
 
 И упал народ перед Юсуфом на колени.
 
 
 
 — Юсуф, ты достоин быть повелителем Солгата.
 
 
 
 Но Юсуф покачал головой.
 
 
 
 — Власть — пропасть между людьми.
 
 
 
 И остался навсегда с бедными, потому что,
 
 раздав всё, стал сам опять бедняком.
 
 
 
 Но народ забыл ханов и беков, и не забыл Юсуфа.
 
 
 
 И когда после дождя старокрымские татары
 
 собираются к развалинам Мюск-джами,
 
 чтобы вдохнуть в себя аромат мускуса,
 
 всегда вспоминают праведного Юсуфа.
 
 
Сегодня интернет предлагает много интересных вещей и услуг. Например, можно сделать пирсинг оренбург, мастера которого сделают эту услугу быстро, безопасно и очень красиво. Ведь каждый хочет замечательно выглядеть к сезону. 
 
 
 
 
 Пояснения к легенде.
 
 
 
 
 
 Развалины мускусной мечети сохранились.
 
 Они образуют параллелограмм, свод над которым
 
 поддерживался столбами по три с каждой стороны.
 
 Вокруг мечети ещё в 60-х годах прошлого столетия
 
 были видны красивые, местами с позолотой, арабески.
 
 Надвходная надпись говорит: «Да будет благодарение
 
 Всевышнему за руководство на путь истины и милость
 
 Божия на Мухамете и его преемниках.
 
 Строитель сей мечети, в дни царствования великого
 
 хана Мухамета-Узбе-ка, (да будет владычество
 
 его вечно) смиренный раб, нуждающийся в милости Божьей,
 
 Абдул-Гази-Юсуф, сын Ибрагима Узбекова, 714 гиджри» (1314 г.).
 
 Золотоордынский хан Узбек (1313–1342 гг.),
 
 по свидетельству арабских писателей, проявил особую
 
 ревность в утверждении мусульманства в его владениях.
 
 Сам Узбек хан не жил в Солгате (Старый Крым)
 
 и лишь наезжал туда.
 
 С именем Юсуфа, помимо настоящей легенды, в народной
 
 памяти сохранилось предание об основании самого Солгата.
 
 Крымский историк Сеид-Мухамед-Риза в своём сочинении
 
 «Семь планет в известиях о царях татарских» рассказывает:
 
 «В прежнее время местность, на которой расположен город,
 
 принадлежала к Кафской пристани (Феодосийской),
 
 служа сборным пунктом для купцов персидских и франкских,
 
 привозивших сюда разные европейские и азиатские товары,
 
 которыми наполнялись и пестрели шалаши,
 
 палатки, деревянные дома и саманные мазанки.
 
 Благодаря превосходному климату и чудному воздуху,
 
 население и постройки быстро умножились и мало-помалу
 
 возник к югу от Кафы, при подошве высокой горы Аргамыш,
 
 целый город, обнесенный ради безопасности крепостной
 
 стеной и названный Солгагом.
 
 В ту пору один богатый купец предпринял постройку
 
 большой мечети и, из усердия к Богу,
 
 к материальным затратам присоединил и личный труд.
 
 Одетый в старое платье, он вместе с рабочими
 
 таскал глину. Вдруг проезжает мимо купец
 
 с двадцатью вьюками мускуса.
 
 Строитель мечети полюбопытствовал узнать,
 
 что за товар везут. Торговец поглядел на грязную
 
 рабочую одежду его, презрительно ответил:
 
 «подходящего для тебя товара нет».
 
 Смущённый таким ответом торговца, строитель заплатил
 
 тотчас же стоимость муксуса и велел свалить его
 
 в размешанную глину, сказав рабочим:
 
 «сал (сваливай), кат (меси)».
 
 Оттого и самый город назвали Салкатом».
 
 Об этом древнем Солкате Jos. de Guignes в своей
 
 Histofre generate de Huns ets (p.343) говорит:
 
 «Всадник едва мог объехать его на добром коне в полдня.
 
 Было много зданий, достойных удивления,
 
 особенно высших училищ, где преподавались всякие науки.
 
 Караваны из Хореэми (Хивы) безопасно проходили в Крым,
 
 употребляя на путь три месяца.
 
 Жители наживали торговлей огромные богатства,
 
 но по скупости, заполняя золотом сундуки,
 
 ничего не уделяли беднякам».
 
 Мускус — ароматичный, коричневого цвета порошок,
 
 добываемый из мускусной крысы (Азия) и Гималайского оленя,
 
 самца, под брюхом которого имеется мешочек с этим веществом.
 
 Мускус, оцениваемый теперь от 960 рублей до 1280 рублей
 
 за килограмм, считался в древности драгоценнейшим
 
 препаратом, благодаря его целебным свойствам,
 
 в особенности для облегчения страдания рожениц.
 
 Может быть, в связи с этим мускус приобрел
 
 литургическое значение. Папы до начала XVI века,
 
 вступая во владение Латеранским дворцом,
 
 получали в дар кошелёк с двенадцатью драгоценными
 
 камнями и мускусом, который считался символом
 
 добродетели и милосердия к бедным.
 
 В свою очередь папы, выражая особенное благоволение
 
 царственным особам, дарили золотую розу с мускусом.
 
 Как говорит Н. В. Чарыков в своём известном труде
 
 о Павле Минезии, в 1675 г. был дан указ сибирскому
 
 приказу о посылке в Рим к аббату Скарлату 3 ф.
 
 мускусу доброго, в вознаграждение за собрание
 
 сведений по описанию святынь Рима (260, 681 ст.).
 
 Судя по нашей легенде о Мускусной мечети в Солгате,
 
 литургическое значение мускуса было не чуждо
 
 миру мусульманскому. По словам татар, стены Мускусной
 
 мечети и теперь после дождя издают аромат.
 
 Аргамыш — горный хребет верст 8 в длину;
 
 на одной из вершин его имеется провал,
 
 схожий с жерлом вулкана, не более сажени в поперечнике.
 
 Местный пристав Н. М. Яворский опускал веревку в
 
 50 саженей длины, но не достал дна, а, по словам
 
 старокрымцев, если бросить просо, то оно выйдет
 
 в прудах Шубаша, за несколько верст от города.
 
 По преданию, в этот провал сбрасывали преступников.
 
 Индель — путь в Индию.
 
 Верблюд завезён в Крым татарами из средней Азии.
 
 Это нежное животное, после эмиграции степных татар,
 
 стало быстро исчезать в Крыму.
 
 Ама-разы-ол-сун — благодарю.
 
 Настоящую легенду рассказывал мне старокрымский мулла.
 
 
 
 
 
 Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск второй. М., 1915.
Еще статьи:
| Всего комментариев: 0 | |



